Определение причины залива

Важным моментом является определение виновника залива, в этой статье вы расскажем, как сделать это правильно.

Залив может произойти, из-за халатности соседей, либо от некачественной работы управляющей компании (ЖЭК, ДЭЗ, ТСЖ и т.д.). Бывает случаи, когда виновата управляющая компания, и чтобы уйти от ответственности она стремиться возложить вину на Ваших соседей. В таком случаи, если вы подадите иск против Ваших соседей, то вы потеряете время и деньги т.к. конкретно в этой ситуации сосед окажется не виноват.

Кто и в каких случаях должен компенсировать ущерб? Давайте разберемся:

Когда должна компенсировать ущерб страховая компания?

  • Если имущество (например, квартира) застрахована по договору имущественного страхования (статья 930 ГК РФ);
  • Если ответственность виновника залива застрахована от причинения вреда (статья 931 ГК РФ). Во всех этих случаях, не важно кто является прямым виновником, компенсировать ущерб обязана страховая компания. В дальнейшем после компенсации, страховая компания будет взыскивать деньги за причинённый ущерб уже непосредственно с виновника залива, в порядке суброгации.

Всем известно, что страховая компания занижает выплату страхового возмещения, чтобы больше заработать. Ставка делается на то, что вы не будете проводить независимую оценку и добиваться выплаты реальной компенсации.

Со страховой компании можно успешно взыскать всю сумму ущерба, но нужно учесть:

  • Если реальная сумма компенсации будет выше лимита страхового возмещения, зафиксированная в договоре страхования, то в этом случае страховая компания выплачивает максимально возможную сумму, а разницу между реальной и максимальной суммой выплаты компенсирует непосредственно виновник залива;
  • При страховании ответственности виновника важно успеть первым обратиться в страховую компанию т.к. сумма страховой выплаты также как и в первом случае ограничена и на всех пострадавших может не хватить.

В каких случаях за залив отвечает управляющая компания?

Управляющая компания (ЖЭК, ДЭЗ, ТСЖ, ГБУ и т.д.) отвечает за причиненный заливом ущерб, если он наступил в результате некачественного обслуживания общего имущества.

Согласно договору управления многоквартирным домом, управляющая компания обязуется осуществлять в соответствии с требованиями действующего законодательства управление общим имуществом в многоквартирном доме, выполнять самостоятельно или с привлечением других лиц услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества.

В соответствии с пунктом 2, 5 и 6 Постановления Правительства РФ от 13.08.2006 N 491 вина управляющей компании бывает по причинам:

  • Затопления с крыши, чердака, межпанельных швов, намокание стен при нарушении гидроизоляции;
  • Залив при неисправной работе или аварии канализации и систем водоотведения;
  • Течь стояка, фановой трубы или первого запорного крана. Если запорного крана нет, то все коммуникации (батареи, полотенцесушитель и т.д.) являются зоной ответственности управляющей компании, за исключением случаях, когда собственник квартиры по своей инициативе менял эти коммуникации.

Обратите внимание:

  • Если повреждения нанес подрядчик управляющей компании, то все равно ответственна управляющая компания;
  • Если будет установлен факт, что залив стал причиной самовольных действий жильца многоквартирного дома (например, замена общих коммуникаций по своей инициативе или их повреждения, демонтаж заглушки канализации, повреждения кровли при очистке наледи и снега и т.д. ), то ответственность будет нести этот жилец;
  • Если повреждения возникли в результате капитального ремонта, то виновника предстоит определить, т.к. для данной категории дел судебная практика определения ответчика в судах разная. Ответственность может быть возложена как на управляющую компанию, так и на фонд капитального ремонта, а в отдельных случаях на подрядную организацию выполняющую непосредственно работы. В подобных ситуациях необходим детальный юридический анализ.

Когда за залив отвечают ваши соседи?

Говоря о соседях, мы имеем в виду собственника квартиры, квартиросъемщика муниципальной квартиры и арендатора при коммерческом найме жилья, где произошла протечка.

В соответствии с пунктом 4 статьи 30 ЖК РФ, собственник жилого помещения обязан поддерживать помещение в надлежащем состоянии, не допускать бесхозяйственного обращения с ним, соблюдать права и законные интересы соседей, правила пользования жилыми помещениями, а также правила содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме.

В каких случаях ответственность за залив несет собственник квартиры?

Вина собственника устанавливается, если залив произошел по причине:

  • Неисправной сантехнике;
  • Сломанной бытовой технике (например, стиральной или посудомоечной машине);
  • Неосторожном обращении с водой;
  • Лопнувшей батареи или полотенцесушителя (если нагревающий элемент менялся по инициативе собственника или есть запирающий кран от стояка);
  • При аварийной ситуации с теплым водяным полом, ответственность полностью ложится на собственника квартиры, где установлен пол. По закону запрещается самовольная врезка и присоединение теплого пола к системе центрального отопления;
  • Залив при тушении пожара, если виновник пожара Ваш сосед.

За исключением случаев:

  • Повышения давления в системе отопления (фиксируется в журнале средств объективного контроля многоквартирный дом);
  • Скрытого брака сантехнического изделия (для подтверждения брака необходимо заключение экспертизы, сохраненные товарные чеки нужны для предъявления претензии продавцу, производителю или импортеру изделия).

Проясним очень важный момент, собственник квартиры несет ответственность даже в том случае если залив произошел по вине третьего лица находящегося в его квартире, например, это может быть:

  • Строительная компания, нанятая собственником;
  • Арендатор;
  • Родственник и иное лицо.

Но собственник вправе, после выплаты ущерба пострадавшему лицу, в порядке регресса взыскать с третьего лица компенсацию ущерба в отдельном порядке, если докажет виновность третьего лица. Например, претензии подрядчику могут быть предъявлены на основании заключенного с ним договора, платежных документов или сметы на ремонт.

Что делать если не удается определить причину и виновника залива?

Причина залива должна быть указана в Акте о затоплении от управляющей компании. В случаях, когда установить явную причину и виновника не представляется возможным или необходимо опровергнуть причину возникновения залива в Акте о затоплении, то наша компания делает строительно-техническую экспертизу. Экспертиза документально подтверждает причину и выявляет виновника залива.

При отсутствии информации о виновнике залива, наши специалисты самостоятельно истребуют данные сведения и направят виновнику требование о возмещении ущерба.

Какую вам помощь может оказать наша компания?

  • Мы возьмём на себя проведения переговоров с управляющей компанией и виновником залива;
  • Зафиксируем факт залива с помощью фото и видеосъемки;
  • Правильно составим Акт осмотра;
  • Проведем независимую оценку ущерба после залива;
  • Составим и отправим досудебную претензию виновной стороне;
  • Досудебном или при необходимости в судебном порядке взыщем весь причинённый ущерб. Чтобы связаться с нашими экспертами необходимо позвонить нам на круглосуточную горячую линию по номеру телефона:
    +7 (495) 796-24-77 или заказать звонок специалиста.